Общение пчёл в семьях. «Ритуальные движения» как система ориентации в окружающем пространстве

танцующие пчелы

Содержание

  1. Круговой танец.
  2. Виляющий танец.
  3. Качающий танец
  4. Танец “тревоги”
  5. Танец “чистки”
  6. Танец “радости”
  7. Танец “массажа”

В данной статье мы расскажем о таком удивительном и интересном явлении среди пчел, как ритуальные танцы, на которые еще в XVII веке обратили внимание пчеловоды.

Поначалу считалось, что подобные движения произвольны и не имеют никакого значения для пчелосемейства. Но священнику Спицнеру удалось подробнее изучить это явление и выяснить, что ритуальными движениями пчелы сообщают своим “соплеменникам” о расположении источника нектара и величине взятка на местности. Рассмотрим подробнее танцы пчел и значения, которые несет каждый из них.

Круговой танец.

Выглядит как быстрые небольшие перебежки по соте с частой сменой направлений, бросками из стороны в сторону, вращениями и круговыми движениями. Ритуал может продолжаться в течение нескольких секунд или минут, останавливаться и возобновляться в другой части пчелиного гнезда. По окончании танца насекомое направляется к летку, как бы увлекая за собой других обитательниц улья. Они касаются “танцовщицы” усиками и отправляются на сбор нектара.

Круговой танецкруговой

Виляющий танец.

Исполняется пчелой, вернувшейся в улей с наполненными корзиночками. Танцующее насекомое описывает узкий полукруг в одном направлении, затем возвращается к исходной точке и снова описывает полукруг, но уже в противоположную сторону, возвращаясь к первоначальной точке. Одновременно ее тело совершает колебательные или виляющие движения, распространяя вокруг ароматы цветов. Приятный запах распознается другими пчелами и побуждает их отправиться на сбор нектара.

Согласно наблюдениям Фриша, круговой вальс пчела исполняет в том случае, когда растения-медоносы расположены в радиусе не более 100 м от жилища семьи. Виляющий танец считается более информативным, чем круговой, и сообщает пчелам о взятке, расположенном дальше 100 м от улика.

Большое значение во время ритуала имеют направления движения тела насекомого по отношению к линии притяжения Земли и источнику света. Пчелы также способны распознавать значения угла, который образует линия танца с вертикальной осью. Все эти показатели дают членам пчелосемейства подробную информацию о местонахождении взятка, позволяя им безошибочно добраться до источника корма. Многочисленные опыты показали, что во время полетов угол отклонения движения пчел не превышает 15 градусов – настолько точно они интерпретируют полученные сведения.

О расстоянии до медоносов  (подробнее о медоносах Белгородской области можно узнать, перейдя по ссылке ) пчелы узнают также из количества прямых перебежек каждые 15 секунд виляющего танца – чем дальше находится взяток, тем меньшее количество движений совершает особь. Если при расстоянии до 100 м она выполняет 10 пробежек, то при удаленности взятка до 6 км количество пробежек сокращается до двух.

Реакция на ритуальный танец первой медоносицы отличается в зависимости от возраста других рабочих пчел семьи. Опытные особи моментально интерпретируют полученную информацию и отправляются к медоносам без остановки. Молодые пчелы неповоротливы, быстро теряют контакт с танцовщицей, долго засиживаясь на одном месте. Однако исследования показали, что работа начинающих пчел тоже довольно продуктивна. Из 150 меченых особей 91 вернулась в улей с добычей в виде нектара или пыльцы, а 42 из них смогли станцевать такой же ритуальный танец, что и первая пчела, показывая направление и расстояние до произрастания медоносов.

Индивидуальные особенности ритуальных движений были выделены у итальянских пчел. По возвращении со взятка они демонстрировали танец, конфигурация которого напоминала восьмерку с виляющими движениями в финале. Такой вальс насекомые исполняли тогда, когда расстояние до взятка не превышало 100 метров. Если источник пищи был расположен дальше, танец превращался в виляющий.

Виляющий танецВиляющий танец 2

Большое значение в толковании танцев имеют запахи, которые приносит с собой пчела-танцовщица. Чем слаще и ароматнее нектар, тем более динамичным и длительным оказывается танец. При этом пчелы, исполняющие роль “разведчиц”, не вальсируют до тех пор, пока не убедятся в качестве и обилии нектара у растений-медоносов. Появление в корме неприятного запаха угнетающе действует на насекомых, а “разведчицы” исполняют дрожащий танец, сообщая своим соплеменницам об опасности.

Для ориентировки на местности пчелы обращают внимание на положение солнца на небосклоне, преграды в виде мостов и гор, очертания береговых линий у водоемов, лесонасаждения. По мнению ученых, навыки ориентирования в пространстве у пчел более совершенны, чем у млекопитающих и птиц.

Земное притяжение представительницы пчелосемейств способны ощущать при помощи двух систем органа равновесия:

  • шейной, расположенной между грудкой и головой;
  • стеблевидной – находится у сочленения грудки и брюшка.

Вторая система считается дополнительной и включается в работу при отказе первой системы равновесия.

Пчелы исполняют танцы даже тогда, когда расстояние до источника нектара минимально – буквально в “шаговой доступности”. Круговой вальс можно наблюдать при расстоянии до 3-х метров, переходный в форме восьмерки – до 4-х метров, виляющий – более 4-х метров. Интенсивность и продолжительность ритуалов зависят от:

  • температуры в улике;
  • условий внешней среды;
  • количества нектара в сотах.

Чем теплее в улике и чем меньше в нем корма, тем более активными становятся танцовщицы. Круговой и виляющий танцы можно наблюдать только в сезон активного медосбора – в холодное время наступает пора другого рода движений.

Качающий танец

Танец, получивший название качающего или скребущего, наблюдается в вечерние часы на передней стенке домика. Стоя на задних лапках головами к летку, насекомые наклоняют головы вниз и покачивают тельцами в разные стороны. В этот момент передними ножками и челюстями они будто соскребают что-то с поверхности, а усиками прикасаются к стенке, ощупывая ее. На челюстях и конечностях танцовщиц после такого ритуала остается липкая масса, которую периодически пчелы соскребают уже с себя.

Пчеловоды выяснили, что цель качающего танца – очистить стенки гнезда от скопившихся загрязнений и отполировать их. Как правило, эти обязанности возложены на молодых особей, причем “гигиеническую” работу они выполняют не только летом, но и зимой.

Танцы пчелТанцы 2

Танец “тревоги”

Как понятно из названия, этот ритуал призван предупредить обитательниц улья о надвигающейся угрозе. Натуралист Шнайдер наблюдал за поведением пчел, собирающих намеренно отравленный динитрокрезолом сахарный сироп. Распознавая опасный состав, насекомые становились возбужденными, начинали бегать зигзагами и спиралями, потряхивать брюшками, исполняя “тревожный” танец и привлекая внимание своих сожительниц. По мере распространения токсина в жилище пчел количество танцовщиц увеличивалось, достигая пикового значения спустя 2 часа.

В ряде случаев незараженные особи вступали в сражение с зараженными, пытаясь уничтожить их и тем самым защитить улей от ядов. Сражение может длиться до тех пор, пока не будут умерщвлены все отравленные пчелы.

Танец “чистки”

Периодически каждая пчела испытывает необходимость очистить тельце от загрязнений, прилипшего воска и пыльцы. С этой задачей ей помогает справляться особый танец “чистки” – быстрое перебирание лапками с ритмичными покачиваниями из стороны в сторону. Основания крыльев насекомое очищает самостоятельно, а грудку и брюшко ему помогает очищать соседняя пчела, которая берет на себя обязанности чистильщицы.

Она соскребает загрязнения с туловища соседки, энергично работая челюстями и усиками, как будто пережевывая что-то. Время от времени чистильщица взбирается на соседку, прорабатывая брюшко, бороздки груди и крылья. На обработку одной пчелы затрачивается около 1 минуты – очистке подвергаются и обитающие в улье трутни.

 

Танец очистки 2Танец очистки

Танец “радости”

“Радостное вальсирование” можно наблюдать в семействе в благоприятную погоду после обильного взятка. Во время исполнения ритуала одна пчела опирается на другую передними лапками, одновременно раскачиваясь из стороны в сторону и по направлению вперед-назад. Затем танцовщица отправляется к другой особи, и ритуал проводится заново.

Такие же танцы исполняются в безматочных пчелосемействах, ожидающих появления на свет неплодной матки. В ритуале обычно принимают участие взрослые пчелы, которые уже научились активно добывать пищу. Танец “радости” исполняется в любое время суток, в любой сезон и не зависит от количества пищи в сотах.

Танец “массажа”

Время от времени пчела, находящаяся на соте, совершает странные наклоны головой, призывая сородичей следовать ее примеру. В это время соседние пчелы начинают активно ее исследовать, перебирая передними лапками, шевеля усиками, касаясь задних лапок и боков. Они могут заползать под брюшко соседки и подчищать усики.

Пчела, которая первой начала танец “массажа”, в это время открывает верхние челюсти и выдвигает хоботок, подобно пчелам-кормилицам. Когда соседняя пчела “массажирует” ее, она начинает активно очищать и гладить хоботок передними лапками.

“Массажирующие” особи продолжают активно исследовать тельце своей соседки – облизывают ее, время от времени толкают хоботком и челюстями. Через несколько минут танец завершается, а пчела, первой привлекшая внимание, продолжает себя поглаживать и спокойно отходит. Ритуал “массажа” чаще всего наблюдается в холодное время года – по всей видимости, он помогает замерзшим насекомым немного согреться.

 

Оставить комментарий

Нажимая кнопку “Отправить”, Вы даете согласие на обработку персональных данных